Пошаговый план по открытию ресторана для новичков ресторанного бизнеса.
Открытие ресторана представляет собой исключительно ресурсоемкий процесс, требующий значительных материальных вложений и временных затрат. Данная процедура включает в себя последовательность стадий, на каждой из которых требуется выполнить определенный комплекс мероприятий и оформить соответствующие разрешительные документы.
Стоит отметить, что ресторанный бизнес сопряжен с высокими рисками. Статистика свидетельствует, что порядка 87% заведений, открытых новичками в этой сфере, прекращают свою деятельность. Это обусловлено сложностью отрасли: даже опытные профессионалы не всегда способны запустить и поддержать успешный ресторанный проект. Однако сотрудничество с ресторанным консалтинговым агентством, таким как TheFoodHubGroup, позволяет начинающему предпринимателю минимизировать эти риски на впечатляющие 90%.
Почему не на 100%?
Бизнес всегда остается бизнесом – существуют факторы, неподконтрольные даже экспертам с огромным опытом. TheFoodHubGroup, обладая практикой успешного открытия 89 ресторанов и собственными франчайзинговыми решениями, осознает эту реальность. Агентство подходит к репутации своих клиентов с максимальной ответственностью и не дает невыполнимых обещаний о «золотых горах».
TheFoodHubGroup предоставляет полный спектр услуг для успешного запуска и развития ресторанного бизнеса:
1. Разработка уникальной концепции ресторана: Брендинг, позиционирование, целевая аудитория, философия заведения.
2. Разработка бизнес-плана и финансовое моделирование: Планирование инвестиций, прогноз доходов и расходов, расчет окупаемости.
3. Поиск, анализ и юридическая проверка помещения: Подбор локации, переговоры с арендодателями, экспертиза документов, помощь в переводе помещений из жилого фонда в нежилой.
4. Разработка и согласование проектной документации: Архитектурно-планировочные решения, дизайн-проект интерьера, проекты инженерных систем (вентиляция, кондиционирование, электрика, водоснабжение и канализация, слаботочные системы).
5. Разработка меню и барной карты: Концепция меню, калькуляция блюд и напитков, составление технологических карт.
6. Подбор, поставка и монтаж технологического оборудования: Расчет потребности, тендеры с поставщиками, контроль поставки и установки.
7. Подбор, обучение и формирование команды: Разработка системы мотивации, стандартов работы, тренинги для персонала (F&B, сервис, управление).
8. Разработка системы стандартов операционной деятельности (СОП): Управление залом, кухней, баром, складом, администрацией.
9. Юридическое сопровождение: Регистрация юрлица (ООО), подбор кодов ОКВЭД, выбор системы налогообложения, получение всех разрешений и лицензий (включая алкогольную), оформление договоров.
10. Прохождение согласований и получение разрешительной документации: Взаимодействие с Роспотребнадзором, МЧС, Мосжилинспекцией (при необходимости), другими контролирующими органами.
11. Разработка франчайзингового пакета (для создания франшизы): Формирование регламентов, стандартов и документов для тиражирования концепции.
12. Маркетинг и продвижение ресторана: Разработка стратегии продвижения, запуск рекламных кампаний (онлайн и офлайн), PR-поддержка.
13. Аудит действующих ресторанов: Экспертная оценка операционной деятельности, выявление точек роста и оптимизации затрат.
14. Управление проектом "под ключ": Полное сопровождение всех этапов открытия от идеи до старта продаж.
Теперь все этапы открытия ресторана с нуля.
Почитайте сколько вы должны сделать, но это не гарпия успеха. Это лишь техника.
А как обучить официантов сервису?
Как настроить учет?
Какую концепцию придумать?
как не ошибиться с помещением?
Как просчитать бюджет на открытие ресторана?
Где как выбрать поставщиков продуктов, тарелок бокалов?
Это только на первый взгляд кажется Вот сейчас зайду в интернет все все вопросы решу))) ,
Процесс открытия ресторана является очень трудоемким и требующим больших материальных и временных затрат. Он состоит из нескольких ключевых этапов, на каждом из которых необходимо будет провести определенный комплекс работ и получить необходимые документы.
Выделим следующие этапы открытия ресторана, каждый из которых будет детально описан ниже:
1. Создание юридического лица.
2. Выбор помещения.
3. Получение разрешительной документации.
4. Получение лицензий.
5. Уведомление о начале осуществления деятельности.
1. Создание юридического лица
Поскольку ресторанный бизнес, как правило, подразумевает реализацию алкогольной продукции, деятельность в данной сфере должна осуществляться в форме юридического лица. Индивидуальный предприниматель лишен права на получение лицензии, разрешающей розничную торговлю алкоголем (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), что прямо установлено пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Оптимальным и наиболее распространенным вариантом является создание юридического лица в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО).
1.1. Регистрация.
Для государственной регистрации юридического лица при его учреждении в налоговый орган по месту нахождения исполнительного органа (юридическому адресу) подаются следующие документы:
·Заявление о государственной регистрации по форме Р11001;
·Решение единственного учредителя или протокол общего собрания учредителей о создании юридического лица;
·Учредительный документ – Устав (в 2-х экземплярах);
·Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Срок государственной регистрации юридического лица налоговым органом составляет 5 рабочих дней.
1.2. Выбор кодов ОКВЭД.
Крайне важно при регистрации юридического лица корректно определить коды ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности). Каждому виду планируемой деятельности соответствует уникальный код.
Наиболее релевантными видами экономической деятельности для ресторанного бизнеса являются:
·56.10 – Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания;
·56.10.1 – Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания;
·56.10.2 – Деятельность по приготовлению и/или продаже пищи, готовой к непосредственному употреблению на месте, с транспортных средств или передвижных лавок;
·56.30 – Подача напитков;
·47.25 – Торговля розничная алкогольными напитками, включая пиво, в специализированных магазинах;
·47.11 – Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах (если алкоголь продается в магазине при ресторане).
Заявленные при регистрации коды ОКВЭД можно впоследствии дополнить. Для этого в регистрирующий орган подается заявление по форме Р14001.
1.3. Режим налогообложения.
После завершения регистрации юридического лица требуется определиться с системой налогообложения доходов от предпринимательской деятельности.
Доходы от ресторанной деятельности могут облагаться налогами в рамках следующих режимов:
Общая система налогообложения (ОСН): Применяется по умолчанию, если при регистрации не было подано заявление о переходе на спецрежим. Предполагает уплату НДС, налога на прибыль, налога на имущество.
Упрощенная система налогообложения (УСН): Для применения данного режима необходимо в течение 30 календарных дней с даты регистрации юрлица подать в налоговый орган по месту нахождения уведомление по установленной форме. Существуют объекты налогообложения: «доходы» (ставка до 6%) или «доходы минус расходы» (ставка до 15%).
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД): Переход на этот режим возможен в течение 5 дней с момента начала фактической деятельности по оказанию услуг общепита. Ключевое ограничение: ЕНВД не применяется для объектов организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому такому объекту (подпункт 8 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации). Важно учитывать, что ЕНВД поэтапно отменяется на территории РФ.
2. Выбор помещения
Выбор подходящего помещения является, пожалуй, определяющим фактором для успеха всего проекта по открытию ресторана.
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 № 31 (СанПиН 2.3/2.4.3590-20), допускают размещение таких объектов:
·В отдельно стоящих зданиях;
·В пристроенных, встроенно-пристроенных к жилым и общественным зданиям;
·В нежилых этажах жилых зданий;
·В общественных зданиях;
·На территории промышленных и иных объектов (для обслуживания персонала).
При этом деятельность ресторана не должна ухудшать условия проживания, отдыха, лечения или труда людей.
В зависимости от конкретной ситуации могут возникать дополнительные сложности, связанные с:
·Расположением помещения в жилом доме;
·Необходимостью перевода помещения из жилого фонда в нежилой;
·Требованием проведения перепланировки или переустройства помещения;
Для любого помещения, предназначенного под общественное питание, действуют общие санитарные правила, сконцентрированные в разделе V СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (Требования к размещению, устройству, планировке, оснащению, содержанию организаций). Соблюдение этих требований находится под контролем Роспотребнадзора, нарушения влекут административную ответственность в виде штрафов.
Если помещение требует переустройства (перепланировки), необходимо разработать соответствующий проект. Эту работу выполняют специализированные проектные организации. Перед началом любых строительно-монтажных работ требуется получить санитарно-эпидемиологическое заключение (разрешение) Роспотребнадзора на размещение объекта общепита.
В случае выбора помещения, изначально относящегося к жилому фонду, обязательным этапом является его перевод в нежилой фонд. Процедура требует получения согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (в установленных законом случаях и порядке).
3. Получение разрешительной документации
Для легального начала деятельности по оказанию услуг общественного питания организация обязана оформить пакет разрешительных документов:
1. Договор со специализированной организацией на вывоз и утилизацию твердых коммунальных отходов (ТКО), включая пищевые отходы и крупногабаритный мусор.
2. Договор на проведение регулярных дезинсекционных (уничтожение насекомых) и дератизационных (борьба с грызунами) мероприятий.
3. Заключение органа МЧС (Государственного пожарного надзора) о соответствии помещения требованиям пожарной безопасности. Обязательным условием является монтаж автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ).
4. Программа производственного контроля (ППК), согласованная с территориальным управлением Роспотребнадзора. Программа включает планы лабораторных исследований, контроль за соблюдением санитарных правил персоналом и т.д.
5. Заключение Роспотребнадзора (санитарно-эпидемиологическое заключение), подтверждающее соответствие помещения и установленного оборудования санитарным требованиям для заявленного типа деятельности (после завершения всех работ, монтажа оборудования и уборки).
6.Санитарно-эпидемиологическое заключение на проектную документацию (в случаях, предусмотренных законодательством).
7. Оформление санитарного паспорта на объект (для объектов, связанных с производством и оборотом пищевых продуктов).
4. Получение лицензий
Для осуществления розничной продажи крепкого алкоголя (водка, коньяк, виски, ром, джин и т.д.) в ресторане необходимо получить соответствующую лицензию в соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ.
Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10 статьи 18 ФЗ-171). Заявление подается непосредственно в лицензирующий орган или через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
Для получения лицензии заявитель предоставляет в лицензирующий орган:
Заявление установленной формы;
Заверенные копии учредительных документов (Устав, решение/протокол о создании, свидетельство ОГРН);
Заверенную копию свидетельства о постановке на налоговый учет (ИНН);
Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;
Документы, подтверждающие наличие уставного капитала (согласно требованиям ФЗ-171);
Документы, подтверждающие право владения или пользования стационарным торговым объектом (договор аренды, субаренды, свидетельство о собственности и т.п.) и складскими помещениями для хранения алкогольной продукции. Срок действия договора аренды (субаренды) должен составлять один год и более на момент подачи заявления.
Лицензирующий орган рассматривает заявление и прилагаемые документы в течение 30 дней и принимает решение о выдаче лицензии или об отказе в ее выдаче.
Важно: Осуществление розничной продажи алкогольной продукции без лицензии влечет административную ответственность по статье 14.17.1 КоАП РФ: наложение штрафа на юридических лиц от 200 000 до 300 000 рублей с конфискацией алкогольной продукции или без таковой.
5. Уведомление о начале осуществления деятельности
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», организации общественного питания обязаны уведомить уполномоченный орган государственного контроля (надзора) о начале осуществления своей деятельности.
Таким органом для сферы общественного питания является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) – через его территориальные управления.
Уведомление подается в территориальный орган Роспотребнадзора либо через МФЦ после государственной регистрации юридического лица и постановки на налоговый учет, но до фактического начала оказания услуг общественного питания посетителям. Закон допускает подачу уведомления в форме электронного документа через портал Госуслуг (пункт 5 статьи 8 ФЗ-294).
Обязанность уведомления также возникает при:
·Изменении места нахождения юридического лица (юридического адреса);
·Изменении места фактического осуществления деятельности (адреса ресторана);
·Реорганизации юридического лица.
Ответственность: Непредставление уведомления или представление уведомления, содержащего недостоверные сведения, влечет административную ответственность по статье 19.7.5-1 КоАП РФ:
·Штраф от 10 000 до 20 000 рублей – за непредставление уведомления;
·Штраф от 20 000 до 30 000 рублей – за представление уведомления с недостоверными сведениями.
Подача уведомления не освобождает от контроля. Роспотребнадзор вправе проводить как плановые (по графику), так и внеплановые (по жалобам, при ЧП) проверки, которые могут быть как выездными (с посещением ресторана), так и документарными (проверка документов).
P.S. Рекомендуем также обратить особое внимание на строгое соблюдение требований налогового законодательства. И не начинайте ресторанный бизнес не спросив простого совета у профессионалов TheFoodHubGroup